Общее и профессиональное образование: единство противоположностей
Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ Президентской академии) в рамках Второй международной научно-практической конференции «Наука для государственного управления России» проводит круглый стол «Общее и профессиональное образование: единство противоположностей».
Мероприятие посвящено вопросам взаимодействия общего (школьного и дополнительного образования детей – ДОД) и профессионального (среднего профессионального (СПО), высшего (ВО) и дополнительного профессионального (ДПО) образования. Цель – проанализировать основные разрывы и барьеры во взаимодействии «школа – ДОД» «школа – СПО», «школа – вуз», «школа – СПО – ВО», «СПО – ДПО», «ВО – ДПО», «СПО – ВО – ДПО», а также влияние на эти взаимодействия выстраивания линейных и нелинейных образовательно-профессиональных траекторий современных школьников, студентов и молодых специалистов. Основное внимание будет сосредоточено на проблемах оптимального сочетания фундаментального и прикладного, универсального и специализированного образования в школе в связи с развитием профильного и предпрофессионального образования, а также в профессиональной школе, которая все больше разворачивается в сторону практико-ориентированного обучения. Кроме того, будет уделено внимание созданию механизмов преодоления имеющихся барьеров и оценке потребных ресурсов (финансовых, кадровых, материальных и информационных) для решения указанных задач. Обсуждение будет проводиться в формате круглого стола для системного рассмотрения поставленных проблем. Планируется обсуждение следующих вопросов:
- Как общее и профессиональное образование реагируют (должны/могут реагировать) на ускоряющиеся технологические и социальные изменения? Или образование начнет их постепенно тормозить?
- ИИ в образовании – это переход от экстенсивного (более длинного по срокам) обучения к интенсивному (более короткому, более плотному) обучению? Как это скажется на потребности системы образования в ресурсах и требованиях к качеству управления? Как ИИ меняет смыслы и понимание результатов образования?
- В новых условиях общее образование становится более фундаментальным, а профессиональное – более практико-ориентированным? Место школьного профильного образования и предпрофессиональной подготовки, если общее образование будет становиться все более фундаментальным? Или профильность и предпрофессиональная подготовка должна стать связкой между фундаментальностью школы и практико-ориентированностью профессионального образования?
- Массовое высшее (или третичное - ВО+ППССЗ) образование – третий образовательный переход (после массового начального и массового среднего общего образования) – кадровое обеспечение постиндустриальной экономики или необходимость подготовить специалистов для реиндустриализации экономики (технологическому суверенитету)? Как образование может реагировать на усиливающуюся поляризацию рынка труда?
- «Образование длиною в жизнь», или непрерывное образование – мы будем работать, учась, или учиться, работая?
- Стратегия развития образования до 2036 года и на перспективу 2040 года - как обеспечивается взаимосвязь общего и профессионального образования?
Итоги обсуждения будут способствовать развитию сетевого взаимодействия на различных уровнях образования, более эффективному использованию ресурсов системы образования, а также преодолению структурных дисбалансов в профессиональном образовании и дефицита кадров на рынке труда.
Модераторы круглого стола:
-
Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета, академик РАО, доктор экономических наук, профессор
-
Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии, доктор экономических наук, профессор
Программа круглого стола
14:00 – 14:10
- Приветственное слово. Смолин Олег Николаевич, Депутат Госдумы Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ, академик РАО, доктор философских наук.
14:10 – 15:50
- «Перспективы развития профессионального образования в России». Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета, академик РАО, доктор экономических наук, профессор
- «Образовательные траектории молодежи: где возникают разрывы и можно ли их преодолеть?». Терентьев Евгений Андреевич, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, доцент
- «Пути обеспечения совместной и скоординированной работы школ и вузов по подготовке кадров». Курдин Александр Александрович, заместитель декана по научной работе Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук, доцент
- «Преемственность программ общего и профессионального образования: дидактический ракурс». Блинов Владимир Игоревич, директор научно-образовательного центра развития образования, Института «Высшая школа государственного управления» Президентской академии, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
- «Перспективные механизмы взаимодействия работодателей с образовательными организациями». Шадрин Артем Евгеньевич, Советник Генерального директора Национального агентства развития квалификаций
- «Новые вызовы системе российского образования: как реагируют школа и вуз» Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии, доктор экономических наук, профессор
15:50 – 16:00
Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в работе экспертного семинара.
- Дата проведения семинара: 7 ноября 2025 года.
- Место проведения: Москва, Проспект Вернадского 82, корпус 5, 5 этаж, ауд. 519
- Время проведения: 14:00 - 16:00 (по московскому времени).
- Формат: смешанный (очно и дистанционно) с применением платформы
МТС Линк, ссылка на подключение (МТС Линк): https://my.mts-link.ru/j/Ranepa/6746414168
- Контакты:
- научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Бедарева Лариса Юрьевна, e-mail: bedareva-ly@ranepa.ru.